Выборы-2023: избиратель решил не испытывать судьбу, а довериться стабильности

Досрочные парламентские выборы, анонсированные президентом Токаевым еще в сентябрьском Послании прошлого года, состоялись. Они должны поставить жирную точку всему подготовительному этапу масштабной модернизации. Буквально через несколько дней народные избранники получат вожделенные депутатские мандаты в виде удостоверений, став де-юре полноценными депутатами. А нам ничего другого не остается, как еще раз взглянуть на прошедшую электоральную кампанию под разными ракурсами, выявить все плюсы и минусы.

Либерализация тут, либерализация там…

Назначая дату досрочных выборов в Мажилис и, местные маслихаты, Глава государства Касым-Жомарт Токаев подчеркивал: «Выборы в Мажилис и маслихаты станут завершающим этапом перезагрузки государственных институтов и наполнят реальным содержанием формулу «сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство».

При этом, еще значительно ранее был инициирован и реализован целый ряд преобразований, в короне которых настоящим бриллиантом стала реформа конституционная. Если при прежнем руководстве все нити управления были стянуты к рукам президента, то теперь часть из них сознательно обрезал сам Токаев, справедливо полагая, что властью надо делиться. Его либеральные реформы коснулись, прежде всего, полномочий президента и парламента. У себя он их значительно сократил, а у парламента, напротив, увеличил.

Следующим логическим шагом стала либерализация всего выборного процесса. Так, значительные послабления при регистрации политических партий, снижение ряда количественных требований, а также понижение проходного порога с 7 до 5 процентов, позволили существенно оживить политическое поле.

Уже в ходе самой предвыборной гонки к привычным для избирателя игрокам прибавились две новые партии Respublica и Байтак. Первая позиционировала себя, как представитель среднего бизнеса, а вторая стала ярко выраженной экологической партией, своего рода аналогом «зеленых» на Западе.

Здоровая конкуренция заставила подтянуться и других, уже испытанных в предвыборных баталиях, игроков. Та же партия «Аманат» совершила ребрендинг. В условиях, когда она осталась без «крыши» в лице Главы государства, сумела сплотиться, провести свою электоральную кампанию так, что избиратель решил не испытывать судьбу, а довериться стабильности и поставил на эту партию. Удивительным образом реанимировала себя партия «Ауыл», которая вопреки всем прогнозам заняла второе место, причем с хорошим отрывом от ближайших преследователей.

Все это можно рассматривать под самыми разными углами, но вывод можно сделать однозначный: либерализация всего выборного процесса пошла только на пользу обществу.

Согласно предварительным данным ЦИК Казахстана, которые были обнародованы 20 марта, в нижнюю палату парламента прошли шесть партий:
партия «Аманат» — 53,9%,
народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл» — 10,9%,
Respublica — 8,59%,
демократическая партия «Ак Жол» — 8,41%,
Народная партия Казахстана (НПК) — 6,8%,
Объединенная социал-демократическая партия (ОСДП) — 5,2%.
Лишь партия «зеленых» не сумела протиснуться и запрыгнуть на подножку уходящего состава, но у «Байтака» все еще впереди.

На фоне яркой политической борьбы между партиями, которая в ходе предвыборной гонки была сдобрена публичными теледебатами, не менее яростная борьба развернулась среди одномандатников. Ведь еще одним плюсом либерализации стало то обстоятельство, что нынешние выборы прошли по смешанной системе. То есть партиям отвели политическое поле «площадью» 70% от числа избирателей, а другое поле отдали на распашку кандидатам-одномандатникам. Они позиционируют себя, как самовыдвиженцы, но многие либо состоят в рядах какой-либо партии, либо «неровно дышат» в сторону какой-либо из них.

Так вот, на отдельных участках в избирательные бюллетени было внесено от 10 до 25 и более фамилий кандидатов. Конечно, большинство оказалось просто «балластом», нашего избирателя сегодня одними пустыми обещаниями и популистскими лозунгами не заманишь. Но среди отдельных из них развернулась острейшая борьба. В ней оказались и проигравшие, как водится. Именно они сразу после выборов атаковали соцсети с обвинениями в подлогах и подтасовках. Чего скрывать, на некоторых участках такие вбросы действительно имели место. Думается, с ними ЦИК разберется и даст свою оценку.

К слову, независимые эксперты по итогам голосования заявили, что выборы прошли легитимно. Так, представители Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) и Парламентской Ассамблеи ОБСЕ (ПА ОБСЕ), наблюдавшие за ходом предвыборной гонки и самих выборов, отметили, что «досрочные парламентские выборы 2023 года прошли в контексте реформ, начатых с целью приблизить Казахстан к проведению выборов в соответствии с международными стандартами и обязательствами ОБСЕ».

По их мнению, власти Казахстана внесли поправки в законодательство с учетом предыдущих рекомендаций БДИПЧ и расширили возможности выбора для избирателей. Среди наиболее важных моментов международные наблюдатели отметили обеспечение прямого избрания всех депутатов Мажилиса, разрешение кандидатам-самовыдвиженцам участвовать в выборах, смягчение требований к регистрации партий и снижение избирательного порога с 7 до 5 процентов.

Кто будет задавать тон

Новый состав Мажилиса уже в скором времени приступит к работе. В этой связи возникает вопрос: кто будет задавать тон в нижней палате? Ведь, по большому счету, «Аманат» не обеспечил себе подавляющего преимущества голосов. Большинство аналитиков склоняются к тому, что правящая партия таковой и останется, забрав себе при распределении мандатов 40 мест.

Так, политолог Газиз Абишев, анализируя предварительные итоги выборов, полагает, что распределение мандатов по партийным спискам должно быть следующим: «Аманат» — 40 мест, «Ауыл» — 8, Respublica и «Ак Жол» — по 6, НПК — 5, ОСДП — 4 места.

Всего Мажилис формируется из 98 депутатов, 69 из них – представители партий, 29 – одномандатники. Однако, судя по итогам, среди одномандатников самовыдвиженцев только 7, остальные 22 – это все представители партии «Аманат». Так что вопрос о том, кто будет первой скрипкой в Мажилисе, уже не стоит. Парламентское большинство вновь окажется за «Аманатом».

Но это отнюдь не означает, что Мажилис будет «карманным». Еще на этапе предвыборной гонки в ходе теледебатов лидер НПК Ермухамет Ертысбаев, помнится, закинул «пробный шар», предложив уже сейчас формировать некую коалицию в нижней палате. К его словам никто тогда особо не прислушался, понимая, что НПК еще в прошлых парламентских созывах зарекомендовала себя союзником правящей партии, наряду с «Акжолом». Так что против кого предлагал «дружить» лидер народников было непонятно.

Однако, следует признать, что без коалиции, которая позволит хотя блокировать какие-то законы, проталкиваемые правящей партией, вероятно, не обойтись. Ведь не случайно, сразу после выборов один из самых ярких представителей оппозиции, редактор оппозиционной газеты «ДАТ» Ермурат Бапи опубликовал в социальных сетях пост-обращение к независимым депутатам с предложением создать в Мажилисе фракцию «Халык блогы» («Народный блок»). При этом он особо подчеркнул, что создание такого альянса не противоречит, а соответствует усилиям власти к построению «Нового Казахстана».

Как бы там ни было, а предстоящий период сулит нам интересную политическую жизнь. Будем надеяться, что новые народные избранники оправдают доверие своих избирателей, будут отстаивать не свои узкокорыстные цели, а интересы народа.

Источник: Жан Даради,

Центр перспективных исследовании «NIKA group»